Фотографии для современных сайтов

Обновление: 2023-04-12.


В своей работе мне часто приходится сталкиваться с дилеммой компоновки кадра, построения композиции для карточек товара, совмещения всех превью на странице каталога в единое целое. Помимо визуальных аспектов восприятия пользователем графических элементов в области экрана приходится решать ещё и технические моменты, связанные с вёрсткой и публикацией фотоматериалов на сайте.

Да, для тех, кто всерьёз задумывается о таких "мелочах" как мобильный трафик на своих сайтах сегодня очень сильно усложнилась жизнь, многие из них даже и не подозревают, что ещё не всю боль они ощутили в полной мере. Ниже будет много букв, кому читать всё лень можете перейти сразу к выводам.


Мобильный контент

Фотография для e-Commerce

Чтобы до конца осознать полноту масштаба "трагедии" необходимо обратиться к такому непопулярному в среде маркетологов отчёту в Яндекс.Метрике как "Ориентация экрана". Строится этот отчёт только как вспомогательный к основным отчётам через "Группировки".

Так вот, если построить отчёт "Ориентация экрана" за последние 2-3 месяца на любом коммерческом сайте, то можно увидеть такую картину, где доля трафика portrait (портретная, вертикальная ориентация экрана) почти догнала долю landscape (ландшафтная, пейзажная, альбомная или горизонтальная ориентация экрана). Ниже, на графике №1 видно, что 36620 пользователей просмотрели сайт в горизонтальной ориентации экрана (landscape), а 33394 пользователя за этот же промежуток времени просмотрели сайт в вертикальной ориентации экрана (portrait).

Отчёт Яндекс.Метрике  Ориентация экрана

Таблица №1: соотношение устройств с горизонтальной ориентацией экрана и вертикальной.

Дополнив этот отчёт данными об устройствах, через которые пользователи заходили на сайт можно увидеть одну особенность, разрушающую миф о том, что пользователи планшетов - они такие же как и пользователи ноутбуков, только ноутбуков без кнопок и просматривают сайты исключительно с горизонтальной ориентацией экрана, а значит их можно исключить из доли мобильного трафика, приравняв к стационарным ПК.

Отчёт Яндекс.Метрике  Ориентация экрана

Таблица №2: ориентация экрана и устройства.

Но на самом деле это не так! Более 60% пользователей планшетов используют вертикальную ориентацию экрана, которая при адаптивной вёрстке выглядит почти так же как на мобильном телефоне, но чуть крупнее, а это значит, что мобильные устройства и планшеты по типу потребления контента многими пользователями воспринимаются одинаково и представляют собой отдельную, самостоятельную эко-систему, отличную от стационарных типов устройств, ноутбуков и десктопов.

Совместная доля планшетов и мобильных телефонов в общей доле трафика по некоторым, наблюдаемым мною проектам коммерческой тематики весной 2016 года перевалила за 50% и продолжила рост, а по данным докладчиков конференции YaC/m 2016, проходившей в Москве 29 июня, рост пользователей, посещающих интернет через ПК замедлился, а то и вовсе остановился!


Что это значит?

Это значит, что сегодня просто иметь адаптивную вёрстку или мобильную версию сайта уже не достаточно, эту статью, конкретно в моём случае пользователи будут читать вместе с вами в двух типах ориентации экрана: вертикально и горизонтально, а пропорция этих пользователей будет примерно 50/50, так показывает Яндекс.Метрика по предыдущим публикациям. Ещё это значит, что восприятие информации с таблицы №1 и таблицы №2 будет разным. Не верите? Если вы сейчас читаете этот материал со стационарного компьютера, то посмотрите на эти таблицы с мобильника или планшета, а если вы сейчас читаете статью с мобильного устройства, то посмотрите как эти две таблицы будут вами восприняты со стационарного компьютера.

Проблема в том, что прямоугольные горизонтальные изображения на экране мобильных устройств в вертикальной ориентации экрана воспринимаются крайне сложно, особенно табличные данные, читать текст и воспринимать цифры с таких изображений, так же сложно как этой собаке протиснутся с палкой в зубах в узкий проём.

ориентация экрана

Не заставляйте это проделывать ваших пользователей каждый раз, когда решите разместить графическую информацию в виде длинного прямоугольника. Согласитесь, что эти же таблицы в другом виде смотрелись бы куда нагляднее при любом типе ориентации экрана?

Отчёт Яндекс.Метрике  Ориентация экрана

Особенно это касается таблицы №2.2, которая на вертикальном экране мобильного устройства занимает почти всю площадь экрана, информация на ней читается гораздо чётче, размер шрифта стал почти такой же как и размер шрифта текста, правда чуть меньше, а на экране стационарного компьютера размер шрифта таблицы смотрится чуть больше, но читается, при этом ещё проще.

Отчёт Яндекс.Метрике  Ориентация экрана

Зануды конечно могут обвинить в гигантизме таблиц при просмотре на стационарном компьютере, но читать такой крупный шрифт проще, чем пытаться как собака с длинной палкой в зубах протиснуться в узкую дверь или вглядываться в мелкий шрифт на экране мобильного устройства.

Если уж совсем шрифт на картинке получается гигантским, то можно уменьшить размер картинки, сохранив пропорции сторон, на мобильном устройстве пользователь не заметит ни какой разницы, а пользователь десктопа уже не будет испытывать дискомфорт от слишком больших букв и цифр таблицы, сравните сами как отображается Таблица №2.2 и Таблица №2.3.

Отчёт Яндекс.Метрике  Ориентация экрана

Разницу заметят только владельцы десктопов и ноутбуков, Таблица №2.3 у них будет меньше, чем Таблица №2.2, а у владельцев мобильных устройств не будет ни какой разницы, т.е. мы избавляемся от гигантизма шрифтов в десктопной версии, получаем читаемый вариант в мобильной версии и бонусом выигрывает 6,2 Кб веса. Таблица №2.3 легче чем Таблица №2.2 на 6,2 Кб. И не нужно здесь смеяться, эпоха мобильного контента и оптимизация страниц сайта возвращает нас обратно в 90-е, когда пользователи сидели на dial-up линиях и скорость интернет соединений была очень маленькая. В сети полно статей про прямую зависимость веса загружаемых страниц, скорости загрузки страниц, конверсий, поведенческих факторов и SEO.

В итоге выиграет тот, у кого контент интересный и оптимизированный, во всех смыслах.


Выводы

Какие выводы из всего этого можно сделать?

Выводы будут носить скорее рекомендательный характер и относиться они будут по большей части к адаптивным сайтам, для мобильных сайтов это может быть актуально весьма косвенно и только, что касается графического контента для самой мобильной версии.


Рекомендация №1

Для адаптивной версии сайта имеет смысл выстраивать композицию товара на фото так, чтобы потом получилось либо квадратное изображение, либо очень близкое к квадрату.

Изображение с контуром, отмеченным красной линией, меньше всего пригодны для комфортного отображения на мобильном устройстве. Изображения с оранжевым контуром - более, менее терпимы. Наилучший формат публикаций графических изображений отмечен зелёным контуром.

формат фотографии

Почему самый высокий прямоугольник тоже помечен оранжевым? Всё просто, вертикальные "столбы" не слишком гармонично воспринимаются на экране с горизонтальной ориентацией, т.е. на ПК и ноутбуках.

формат фотографии

На фото ниже представлена композиция с вертикальной компоновкой кадра малой высоты, которая позволяет достаточно гармонично отобразить фото во всех существующих на сегодня экранах устройств.

Бокал с белым вином и декантер

Вот так это фото выглядит на экранах типовых устройств.

Отображение фото на разных экранах

Либо квадрат, либо вертикальный прямоугольник малой высоты.


Рекомендация №2

Как для адаптивной вёрстки, так и для мобильной версии сайта необходимо оптимизировать изображения, максимально сокращать размеры их и вес до разумных пределов.

Наиболее оптимальный размер картинок для ваших публикаций имеет смыл вычислить по данным веб-аналитики вашего сайта. Для стационарных ПК можно взять за основу самое маленькое разрешение ноутбука из популярных в вашей веб-аналитике, допустим: 1024х768. Делаем поправку на меню браузера и элементы дизайна сайта, а это минус 15-20% получаем лимит по ширине ~ 800px, а по высотке ~ 600px, в этих рамках весь ваш визуальный контент и должен быть не выходя за него, меньше можно, больше не стоит, на ноутбуках с разрешением 1024х768 ваш графический контент не будет виден полностью.

Формат для ваших графических публикаций (Сохранить как для WEB) имеет смысл выбирать по следующим правилам:

1.1) GIF (16 цветов) лучше всего применять для анимации на сайте, но не стоит ими злоупотреблять анимированные гифки весят очень много.

1.2) JPEG лучше всего применять для публикаций фотографий, сохраняя файл с качеством (Qiality): 60-80, этого достаточно, чтобы отобразить фото без потери качества.

1.3) PNG лучше всего подходит для публикаций графиков и рисованных изображений, с этим форматом вам удастся добиться, и прозрачного фона при необходимости, и сравнительно небольшого веса файла.

Софт: PhotoShop, Lightroom, FastStone Image Viewer.


Рекомендация №3

Отсканируйте свой сайт на предмет наличия старых больших графических файлов (Xenu) и постарайтесь уменьшить вес файлов с помощью графических редакторов.

Сканер XENU позволяет получить очень много полезной информации о вашем сайте, но сейчас речь идёт именно о графическом контенте, точнее об оптимизации графического контента, особенно это актуально для страниц входа на ваш сайт, куда приходит больше всего внешнего трафика (особенно поискового), именно этим страницам необходимо уделить наибольшее внимание и по максимуму сократить время загрузки страницы.

Понятно, что десятки тысяч и сотни тысяч графических файлов сложно будет сжать в ручном режиме, проблемы могут возникнуть если эти фалы разбросаны по разным папкам на сайте, но в том случае, когда они все лежат в 1-2 папках, можно с помощью бесплатной программы FastStone Image Viewer процедуру сжатия проделать всего за 20-30 минут в автоматическом режиме, все подробности читайте здесь.


Удачного вам продвижения и успехов в вашем Бизнесе.

Москва, 16.07.2016.

Автор: Сергей Сморовоз, профессиональный фотограф, интернет-маркетолог.

P.S. Хочу выразить отдельную благодарность: Николаю Мациевскому (Айри), предоставившему исследования по оптимизации контента сайта и ускорения загрузки веб-страниц сайта, а так же Катерине Ерошиной (MadCats) и Денису Савельеву (TexTerra) за их труд и неоценимые рекомендации в области контент-маркетинга.

Автор: Сергей Сморовоз.

ул. Алтайская 4 107207 Россия, г. Москва +7 903 585 9776
Оценка:           Всего голосов 6

Фотоуслуги

Список услуг фотографии.

Предметы, Видео
Репортаж, Выставки
Интерьер, Производство

Мои публикации

Блог, статьи, рекомендации по фотографии и Инстаграм.

Статьи, публикации
Секреты Instagram

Мой Хостинг

Отличный хостинг для сайта с лучшей поддержкой, широким функционалом и дополнительными возможностями для SEO проджвижения сайта.

Мои контакты